Татьяна: презревшая богатство и усмирившая льва
“ Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? ” с. Павел ( Рим. 8:35).
Что объединяет людей, носящих одно имя? По сложившемуся, и имеющему определенное основание народному мнению, все тезки имеют что-то общее во внешности, характере, поведении, поэтому, памятуя о свойствах определенного имени, можно многое заранее знать и о человеке, который его носит. В современном мире популярно искать скрытый смысл имен. В основе этого подхода лежит уверенность в том, что человек может управлять собственной судьбой, и, например, судьбой своих детей, если будет совершать правильные действия в правильном порядке. Конечно, такое отношение к жизни никак нельзя назвать христианским. Христианин живет в уверенности, что его жизнь находится не во власти стихий, планет, добрых или злых духов, а в руках Божиих.Православный человек знает, что людей, носящих одно имя, объединяет один Небесный покровитель, с которым они имеют тесное молитвенное общение. Недаром в Православии принято поздравлять именинников с Днем ангела, с именинами – днем памяти того святого, имя которого носишь. По старой памяти «именинником» величают человека, поздравляя его с днем рождения.
Из древности люди старались больше узнать о «своем» святом, чтобы, через подражание ему, самим приближаться к идеалу. Сегодня, в день святой Татианы, давайте поговорим о том, что нам известно об этом имени, характере и делах святой, носившей это имя.
Татиана Римская родилась в Риме, в 200 году н.э. в семье римского консула – богатого, известного и удачливого политика и гражданина. Он трижды избирался консулом. В Римской империи консулы обладали высшей гражданской и военной властью, набирали легионы, возглавляли их, созывали сенат, председательствовали в них, назначали диктаторов и т.д. В чрезвычайных обстоятельствах сенат наделял консулов неограниченными полномочиями. Занимая высшую в государстве должность, отец Татьяны был тайным христианином и воспитал дочь преданной Богу.
И вот здесь, живя в роскошном доме, имея возможность для утоления любых желаний и прихотей, у Татьяны проявилось первое из ее величайших качеств – она отринула богатство и роскошь и вела скромную и целомудренную жизнь.
С детства девочка чувствовала и знала, что она призвана Христом стать Его богоневестой – святой.
Рассуждая о святых и святости в своей прекрасной книге «Искусство иконы» Павел Евдокимов высказывает несколько глубоких мыслей о таких людях: «Мученики и святые – это «пострадавшие друзья Жениха», сделавшиеся позорищем для ангелов и человеков. Эти сжатые колосья Господь сложил в житницы Своего Царства…, устремляясь ввысь, они…«выпадают ввысь» и достигают уровня божественной красоты».
Именно такой Божественной красотой прямо светилась юная дева. Ее белоснежное лицо обрамляли длинные вьющиеся золотисто-каштановые локоны. Но самыми чудесными были ее глаза. Они светились необыкновенной добротой, но была в них капелька грусти.
Чувствуя себя Богоневестой, Татьяна отказалась от возможности связать себя узами замужества с обычным человеком. Хотя среди людей, сватавшихся перед Татьяниным отцом, были знатнейшие люди империи, носители императорской крови.
Благодаря временному послаблению гонений на христиан (Новый Римский император Александр Север отличался веротерпимостью. Он, так же как через семь столетий после него Владимир Великий, попытался собрать в единый пантеон всех богов подвластных ему народов – и среди них и Иисуса), христианская церковь в Риме получила легальный статус. В городе открылся официальный христианский храм. И Татьяна, следуя греческой расшифровке своего имени – «устроительница» встала в ряды его фундаторов. Татьяна была избрана диаконисой (между прочим, впервые в истории христианства – ранее эту должность, как и все другие в церкви мог занимать только мужчина).
На этом поприще в полную меру раскрылись таланты Татьяны. В объязанности диконисы, в первую очередь входила подготовка неофитов (людей, решивших принять христианство) к крещению. Для этого нужно быть довольно образованным человеком (и не только в христианском вероучении), потому, что у новообращенных часто возникают самые вопросы, порой не связанные на прямую с христианским учением и обрядом и требующие глубоких знаний в других областях и общей эрудиции. Татьяна была непревзойденной на этом поприще.
Кроме того молодая диакониса занималась вопросами организации церковной жизни (здесь пригодилась ей такая черта характера как настойчивость и непреклонность), церковного хозяйства. Много сил отдавала Татьяна помощи страждущим. Помогала бедным, больным и страждущим, посещала узников тюрем и приговоренных к смерти, пытаясь словом божьим облегчить их трагическую участь. За что бы ни взялась Татьяна, все устраивалось наилучшим образом. Слава о ее доброте распространилась далеко за пределы христианской общины.
Вскоре временное процветание христианской церкви в Риме прекратилось. Виной тому стали человеческая зависть и жажда наживы. Градоначальник Рима Ульпиан, он же верховный жрец главного языческого храма, заручившись поддержкой городского совета, написал закон, по которому христиане должны были поклоняться языческим богам, иначе их ждала казнь.
Татьяну в числе первых христиан схватили и привели в храм Аполлона, где верховный жрец потребовал от диаконисы восславить языческого бога и принести ему жертву.
Татьяна отказалась, сказав: «Я служу и славлю единственного Бога – Христа, Аполлон же для меня не более чем скверный идол».
На девушку посыпались со всех сторон удары от разъяренных язычников. Татьяна упала на землю. И тут раздался страшный грохот – величественная статуя Аполлона раскололась и свалилась подле распростертой на земле девушки.
Озверелые язычники потащили Татьяну в пыточную комнату, где начали рвать ее тело железными крючьями. Однако, девушка только славила Христа и просила своих мучителей уверовать в него. И случилось второе чудо за этот страшный день – десяток палачей бросили свое бесчеловеческое занятие и вознесли молитвы Иисусу Христу, мгновенно уверовав в него. За что были тут же казнены.
На следующий день, когда Татьяну привели снова в суд, на ее теле не оказалось ни единого следа от вчерашних пыток. По приказу градоначальника с Татьяны сорвали одежду и снова приступили к пыткам. Но ее пышные волосы укрывали наготу девушки, как плащом, не давая причинить ей большого вреда. Тогда градоначальник приказал остричь девушке волосы и продолжить истязания. Но в какой-то момент палачи почувствовали, что после каждого удара по беззащитному телу они получают ответный более сильный удар. К вечеру многие истязатели оказались мертвы, а Татьяна — невредимой.
На третий день Ульпиан придумал новое мучение – он решил соединить телесные страдания с душевными. По всему городу глашатаи объявили, что в городском цирке состоится невиданное зрелище – поедание львами знатной римлянки (многие завистники Татьяниного отца поспешили в цирк, что б насладится зрелищем унижения знатного рода). Однако, чаяния завистников не сбылись. Грозный лев не только не растерзал девушку, но и начал к ней ластиться и лизать ноги. Один из партициев, желавший насладится канью, начал кричать, что собравшихся обманули и привели ручного льва. Он выскочил на арену и тут же был разорван разъяренным животным.
Еще много мучений довелось претерпеть Татьяне, пока, в конце-концов Ульпиан не дал приказ ее обезглавить. Случилось это 25 января 225 года.
«Вместе с нею казнили и отца ее, ибо узнали, что и он христианин. Сначала мучители лишили его почетного звания, отняли у него все его имение. Осужденный на смерть, он умер от меча вместе со своею дочерью за имя Христово. Оба они сподобились от Господа получить венцы мученические от Христа Бога, ему же слава во веки. Аминь», — пишет церковный историк.
Святая Татьяна, как мученица первых веков христианства, почитается и в Православной, и в Католической церквях, однако широко ее почитание распространилось только среди восточных христиан. На западе имя Татьяна считается русским. День ее памяти – 25 января – приходится на праздничные крещенские дни, которые начинаются 19 января. Отдание праздника Крещения совершается только 27 января. Поэтому в народе Татьяну и прозвали Крещенской.
Святая Татьяна считается покровительницей студенчества (и всех кто учится), а так же юных дев и укротителей диких зверей.
Тропарь святой мученице Татьяне Римской, глас 4
Агница Твоя, Иисусе, Татиана / зовет велиим гласом: / Тебе, Женише мой, люблю / и, Тебе ищущи, страдальчествую / и сраспинаюся и спогребаюся крещению Твоему / и стражду Тебе ради, / яко да царствую в Тебе и умираю за Тя, / да и живу с Тобою, / но яко жертву непорочную приими мя, с любовью пожершуюся Тебе: / тоя молитвами, // яко Милостив, спаси души наша.
Ин тропарь, глас 4
Всечестная благочестия учредительнице, / прехвальная и всеблаженная мученице Татиано, / сосуд девства и чистоты явившися / и невеста Христова нарекшися, / страданий же кровьми украсившися, / возлетела еси в небесный чертог; // темже чтущия тя поминай.
Кондак, глас 4
Светло во страдании твоем возсияла еси, страстотерпице, / от кровей твоих преиспещрена, / и яко красная голубица / к небеси возлетела еси, Татиано. // Темже моли присно за чтущия тя.
Величание
Величаем тя, святая мученице Татиано, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпела еси.
Что объединяет людей, носящих одно имя? По сложившемуся, и имеющему определенное основание народному мнению, все тезки имеют что-то общее во внешности, характере, поведении, поэтому, памятуя о свойствах определенного имени, можно многое заранее знать и о человеке, который его носит. В современном мире популярно искать скрытый смысл имен. В основе этого подхода лежит уверенность в том, что человек может управлять собственной судьбой, и, например, судьбой своих детей, если будет совершать правильные действия в правильном порядке. Конечно, такое отношение к жизни никак нельзя назвать христианским. Христианин живет в уверенности, что его жизнь находится не во власти стихий, планет, добрых или злых духов, а в руках Божиих.Православный человек знает, что людей, носящих одно имя, объединяет один Небесный покровитель, с которым они имеют тесное молитвенное общение. Недаром в Православии принято поздравлять именинников с Днем ангела, с именинами – днем памяти того святого, имя которого носишь. По старой памяти «именинником» величают человека, поздравляя его с днем рождения.
Из древности люди старались больше узнать о «своем» святом, чтобы, через подражание ему, самим приближаться к идеалу. Сегодня, в день святой Татианы, давайте поговорим о том, что нам известно об этом имени, характере и делах святой, носившей это имя.
Татиана Римская родилась в Риме, в 200 году н.э. в семье римского консула – богатого, известного и удачливого политика и гражданина. Он трижды избирался консулом. В Римской империи консулы обладали высшей гражданской и военной властью, набирали легионы, возглавляли их, созывали сенат, председательствовали в них, назначали диктаторов и т.д. В чрезвычайных обстоятельствах сенат наделял консулов неограниченными полномочиями. Занимая высшую в государстве должность, отец Татьяны был тайным христианином и воспитал дочь преданной Богу.
И вот здесь, живя в роскошном доме, имея возможность для утоления любых желаний и прихотей, у Татьяны проявилось первое из ее величайших качеств – она отринула богатство и роскошь и вела скромную и целомудренную жизнь.
С детства девочка чувствовала и знала, что она призвана Христом стать Его богоневестой – святой.
Рассуждая о святых и святости в своей прекрасной книге «Искусство иконы» Павел Евдокимов высказывает несколько глубоких мыслей о таких людях: «Мученики и святые – это «пострадавшие друзья Жениха», сделавшиеся позорищем для ангелов и человеков. Эти сжатые колосья Господь сложил в житницы Своего Царства…, устремляясь ввысь, они…«выпадают ввысь» и достигают уровня божественной красоты».
Именно такой Божественной красотой прямо светилась юная дева. Ее белоснежное лицо обрамляли длинные вьющиеся золотисто-каштановые локоны. Но самыми чудесными были ее глаза. Они светились необыкновенной добротой, но была в них капелька грусти.
Чувствуя себя Богоневестой, Татьяна отказалась от возможности связать себя узами замужества с обычным человеком. Хотя среди людей, сватавшихся перед Татьяниным отцом, были знатнейшие люди империи, носители императорской крови.
Благодаря временному послаблению гонений на христиан (Новый Римский император Александр Север отличался веротерпимостью. Он, так же как через семь столетий после него Владимир Великий, попытался собрать в единый пантеон всех богов подвластных ему народов – и среди них и Иисуса), христианская церковь в Риме получила легальный статус. В городе открылся официальный христианский храм. И Татьяна, следуя греческой расшифровке своего имени – «устроительница» встала в ряды его фундаторов. Татьяна была избрана диаконисой (между прочим, впервые в истории христианства – ранее эту должность, как и все другие в церкви мог занимать только мужчина).
На этом поприще в полную меру раскрылись таланты Татьяны. В объязанности диконисы, в первую очередь входила подготовка неофитов (людей, решивших принять христианство) к крещению. Для этого нужно быть довольно образованным человеком (и не только в христианском вероучении), потому, что у новообращенных часто возникают самые вопросы, порой не связанные на прямую с христианским учением и обрядом и требующие глубоких знаний в других областях и общей эрудиции. Татьяна была непревзойденной на этом поприще.
Кроме того молодая диакониса занималась вопросами организации церковной жизни (здесь пригодилась ей такая черта характера как настойчивость и непреклонность), церковного хозяйства. Много сил отдавала Татьяна помощи страждущим. Помогала бедным, больным и страждущим, посещала узников тюрем и приговоренных к смерти, пытаясь словом божьим облегчить их трагическую участь. За что бы ни взялась Татьяна, все устраивалось наилучшим образом. Слава о ее доброте распространилась далеко за пределы христианской общины.
Вскоре временное процветание христианской церкви в Риме прекратилось. Виной тому стали человеческая зависть и жажда наживы. Градоначальник Рима Ульпиан, он же верховный жрец главного языческого храма, заручившись поддержкой городского совета, написал закон, по которому христиане должны были поклоняться языческим богам, иначе их ждала казнь.
Татьяну в числе первых христиан схватили и привели в храм Аполлона, где верховный жрец потребовал от диаконисы восславить языческого бога и принести ему жертву.
Татьяна отказалась, сказав: «Я служу и славлю единственного Бога – Христа, Аполлон же для меня не более чем скверный идол».
На девушку посыпались со всех сторон удары от разъяренных язычников. Татьяна упала на землю. И тут раздался страшный грохот – величественная статуя Аполлона раскололась и свалилась подле распростертой на земле девушки.
Озверелые язычники потащили Татьяну в пыточную комнату, где начали рвать ее тело железными крючьями. Однако, девушка только славила Христа и просила своих мучителей уверовать в него. И случилось второе чудо за этот страшный день – десяток палачей бросили свое бесчеловеческое занятие и вознесли молитвы Иисусу Христу, мгновенно уверовав в него. За что были тут же казнены.
На следующий день, когда Татьяну привели снова в суд, на ее теле не оказалось ни единого следа от вчерашних пыток. По приказу градоначальника с Татьяны сорвали одежду и снова приступили к пыткам. Но ее пышные волосы укрывали наготу девушки, как плащом, не давая причинить ей большого вреда. Тогда градоначальник приказал остричь девушке волосы и продолжить истязания. Но в какой-то момент палачи почувствовали, что после каждого удара по беззащитному телу они получают ответный более сильный удар. К вечеру многие истязатели оказались мертвы, а Татьяна — невредимой.
На третий день Ульпиан придумал новое мучение – он решил соединить телесные страдания с душевными. По всему городу глашатаи объявили, что в городском цирке состоится невиданное зрелище – поедание львами знатной римлянки (многие завистники Татьяниного отца поспешили в цирк, что б насладится зрелищем унижения знатного рода). Однако, чаяния завистников не сбылись. Грозный лев не только не растерзал девушку, но и начал к ней ластиться и лизать ноги. Один из партициев, желавший насладится канью, начал кричать, что собравшихся обманули и привели ручного льва. Он выскочил на арену и тут же был разорван разъяренным животным.
Еще много мучений довелось претерпеть Татьяне, пока, в конце-концов Ульпиан не дал приказ ее обезглавить. Случилось это 25 января 225 года.
«Вместе с нею казнили и отца ее, ибо узнали, что и он христианин. Сначала мучители лишили его почетного звания, отняли у него все его имение. Осужденный на смерть, он умер от меча вместе со своею дочерью за имя Христово. Оба они сподобились от Господа получить венцы мученические от Христа Бога, ему же слава во веки. Аминь», — пишет церковный историк.
Святая Татьяна, как мученица первых веков христианства, почитается и в Православной, и в Католической церквях, однако широко ее почитание распространилось только среди восточных христиан. На западе имя Татьяна считается русским. День ее памяти – 25 января – приходится на праздничные крещенские дни, которые начинаются 19 января. Отдание праздника Крещения совершается только 27 января. Поэтому в народе Татьяну и прозвали Крещенской.
Святая Татьяна считается покровительницей студенчества (и всех кто учится), а так же юных дев и укротителей диких зверей.
Тропарь святой мученице Татьяне Римской, глас 4
Агница Твоя, Иисусе, Татиана / зовет велиим гласом: / Тебе, Женише мой, люблю / и, Тебе ищущи, страдальчествую / и сраспинаюся и спогребаюся крещению Твоему / и стражду Тебе ради, / яко да царствую в Тебе и умираю за Тя, / да и живу с Тобою, / но яко жертву непорочную приими мя, с любовью пожершуюся Тебе: / тоя молитвами, // яко Милостив, спаси души наша.
Ин тропарь, глас 4
Всечестная благочестия учредительнице, / прехвальная и всеблаженная мученице Татиано, / сосуд девства и чистоты явившися / и невеста Христова нарекшися, / страданий же кровьми украсившися, / возлетела еси в небесный чертог; // темже чтущия тя поминай.
Кондак, глас 4
Светло во страдании твоем возсияла еси, страстотерпице, / от кровей твоих преиспещрена, / и яко красная голубица / к небеси возлетела еси, Татиано. // Темже моли присно за чтущия тя.
Величание
Величаем тя, святая мученице Татиано, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпела еси.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.