Михаил Врубель: тайна демонов небожителя

Печальный Демон, дух изгнанья, Летал над грешною землей, И лучших дней воспоминанья, Пред ним теснилися толпой;….


Счастливый первенец творенья!
Не знал ни злобы, ни сомненья.
И не грозил уму его
Веков бесплодных ряд унылый...
Михаил Лермонтов. Демон.
Удивительные картины Михаила Врубеля, первого русского художника-символиста, невозможно спутать ни с какими другими полотнами благодаря самобытной манере подачи необычных образов. Центральной фигурой, к которой обращался мастер на протяжении почти всей своей жизни, стал образ лермонтовского Демона. Еще при жизни художника о нем ходило множество слухов, люди считали, что Врубель продал душу дьяволу, за что тот открыл художнику свое истинное лицо. Это видение и стало причиной слепоты и помешательства, а свои последние годы жизни художник провел в стенах клиники для душевнобольных.

Живое воплощение эпохи символизма

Михаил Врубель (1856-1910) занимался разными областями изобразительного искусства, был автором тончайших акварелей и монументальных росписей, создатель гигантских картин-панно и книжных иллюстраций, майолики и витражей, театральных костюмов. Он мастерски владел самыми разнообразными техниками, в поисках новых форм смело соединял западные, средневековые и древнерусские традиции с характерными приемами стиля модерн. Один из самых загадочных его персонажей – образ Демона, падшего ангела.
Что привело знаменитого художника к этой теме? Михаил Врубель – одно из самых загадочных явлений русского искусства конца ХІХ века. Судьба художника-символиста похожа на фантастический роман, нить его жизни плелась так странно, что ее можно сравнить с готовым литературным произведением. Фантастические образы, придуманные Врубелем, кажутся нам настолько реальными, что вошли в нашу жизнь, ассоциируясь с персонажами писателей. Например, если спросить читателя, как выглядит Демон Лермонтова, он представляет его в виде врубелевского демона.

Сама жизнь художника была символом эпохи Серебряного века, знаком рубежа веков и эпохи символизма. Александр Бенуа назвал жизнь Врубеля патетической симфонией, полной и совершенной художественной формой. Главная тема творчества художника – это Любовь и Смерть, именно в его произведениях наша эпоха выражена со всей красотой и со всем трагизмом, печалью.
Со времен средневековья к нам пришло поверье, которое предупреждало о запрете описывать, рисовать или играть дьявола. Нарушившего эту заповедь человека ожидает страшная кара – заключение договора с дьяволом о получении удивительного таланта, цена которому – ДУША.
После написания картины «Демон сидящий» об авторе полотна заговорил весь мир, из никому неизвестного студента он превратился в культового художника, в своеобразную икону своего времени. Михаил Врубель осмелился на неслыханно дерзкий поступок, бросил вызов древнему запрету – главным персонажем своих картин художник сделал демона. Однако за это его ожидало возмездие, Врубель не мог даже представить, что проклятие сбудется и Демон пленит своего творца.


Михаил Врубель. Голова Демона, 1891 г.

Демоническая тематика в творчестве

Цикл Врубеля «Демон» уникален тем, что он даже более чем гармонично сочетается с поэзией Михаила Лермонтова, проникнутой смятением, борьбой с обуревающими душу страстями, жаждой познания истины и веры. Судьбы Поэта и Художника трагичны. Образ Демона действительно не давал художнику покоя. Впервые он обратился к этой теме в 1890 г, когда ему довелось работать над иллюстрациями к юбилейному изданию произведений М. Лермонтова. Часть рисунков так и не попала в книгу – современники не смогли оценить по заслугам талант художника. Его обвиняли в безграмотности и неумении рисовать, в непонимании Лермонтова, а творческую манеру презрительно называли «гениальничаньем». Только спустя десятилетия после смерти Врубеля искусствоведы сошлись во мнении, что это лучшие иллюстрации к лермонтовской поэме, тонко передающие саму суть необычного персонажа.
«Демон сидящий» – самая известная работа Врубеля. Однако кроме нее, есть еще несколько полотен на ту же тему. И написаны они были в то время, когда художника начала одолевать болезнь. Первые признаки психического расстройства проявились в то время, когда Врубель работал над «Демоном поверженным», в 1902 г. Но в 1903 случилась трагедия – умер его первенец Саввушка, страдавший врожденным уродством. Это окончательно подорвало душевное здоровье мастера, через год вылилось болью в портрете сына.
Врубель посвятил Демону несколько картин, и у всех персонажей – огромные, переполненные тоской, глаза. Увидев их, невозможно представить лермонтовского Демона другим. Врубель писал: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том властный и величавый». Именно таким мы видим его на картине «Демон (сидящий)». Скрытой силы и мощи в нем столько же, сколько скорби и обреченности.


Михаил Врубель. Демон поверженный и демон сидящий. Эскизы
В понимании Врубеля, Демон был не чертом и не дьяволом. В переводе с греческого «черт» означает просто «рогатый», «дьявол» – «клеветник», а «демон» переводится как «душа». Это очень роднит его с необычной лермонтовской трактовкой: «Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь – ни мрак, ни свет!».

Демоны в жизни

Неизвестно, как бы сложилась творческая судьба Врубеля, если бы не встреча с Саввой Мамонтовым. Меценат со свойственной ему прозорливостью разглядел в молодом художнике то, чего пока не видели остальные: нового гения. В 1897 году Врубель пишет «Портрет С.И. Мамонтова», на котором покровитель предстает сидящим в своем кабинете, среди привычных вещей. Главное внимание зрителя удерживает не сама фигура Мамонтова, застывшего в неудобном положении, а его глаза, полные предчувствия надвигающейся катастрофы. Через два года знаменитого мецената арестуют и обвинят в растрате, что закончится для него ударом.

В 1896 году Врубель создает триптих «Фауст» и полотно «Полет Фауста и Мефистофеля». Лучший друг художника Константин Коровин, ставший свидетелем работы Врубеля над холстом, поражался манере Врубеля, сравнивая его с жонглером или фокусником, но твердо вырисовывающим картину. По мнению Александра Бенуа, современника Врубеля, связь Врубеля-творца с Фаустом не поддается пониманию, словно сам Князь Тьмы позирует художнику.
На протяжении всего творчества Врубель неоднократно обращается к теме пророчеств, которая в моменты душевной болезни превращается в почти навязчивую идею.
В 1904 году художник создает «Шестикрылого Серафима» — последнее большое полотно, созданное в минуты просветления. Мастер был уверен, что талант и призвание творца подобны миссии пророка. И как в ветхозаветной притче Серафим очищает от грехов пророка Исайю, тем самым подготавливая к пророческому служению, так и Азраил Врубеля предстает, чтобы окончательно утвердить художника в роли провидца, знающего свою судьбу.

Михаил Врубель. «Шестикрылый серафим», 1904 год
С момента написания Демона и до самой смерти в 1910 г. Врубель живет в клиниках, а в краткие моменты просветлений создает выдающиеся произведения, от которых веет чем-то потусторонним. Возможно, это и дало повод современникам утверждать, что художник продал душу дьяволу и поплатился за это собственным здоровьем.
Никто не знает, какие видения посещали Врубеля в конце жизни, и было ли это на самом деле мистическим откровением потусторонних сил – но это действительно свело его с ума. А в глазах демонов на его картинах написано больше, чем можно объяснить словами.
Доведенный болезнью до самого края бездны, ослепший Врубель подобно поверженному Демону, изуродованное тело которого на полотне разбито о скалы, трагически обрушится вниз. Накануне кончины Врубель произнесет последнее свое пророчество: «Едем в Академию!», и уж завтра над его телом будет совершаться панихида в одном из залов Академии художеств.
« Советы от Александра Литвина на 2019 год
Тест: выберите ловца снов и получите важный совет! »
  • +23

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.